Доходность любых организаций, осуществляющих деятельность в торговой сфере, работает по одному простому принципу, который заключается в том, чтобы приобрести дешевле и реализовать дороже. Для установки стоимости на продукцию или услуги компании пользуются понятиями наценки и маржи. Причем многие ошибочно думают, что данные понятия являются тождественными и не видят, в чем кроется отличие маржи от наценки.
При этом они имеют кардинальные отличия.
- Понятие наценки может быть использовано, если речь идет о размере закупочной цены.
- Маржа используется с целью определения цены, по которой в дальнейшем реализуется товар.
По этой причине ее показатель является важным при анализе коммерческой деятельности компании и показывает ее эффективность и рентабельность (как рассчитать последнюю, важно знать и владельцу, и потенциальному инвестору).
Как рассчитать размер наценки
Наценка – это показатель, который плюсуется к закупочной цене (себестоимости) продукции или услуги. Ее использование необходимо для того, чтобы предприятие не работало в «минус». На размер наценки влияет размер расходов компании.
К таким факторам относится:
- аренда офиса или торговой площади;
- зарплата сотрудникам;
- транспортировка товаров;
- коммунальные услуги;
- охрана предприятия.
Также размер наценки во многом определяется наличием конкурентов на рынке и особенностями целевой аудитории, заинтересованной в продукции или услугах.
К примеру, предприятие занимается реализацией мороженого. Себестоимость одной упаковки составляет 50 рублей. В магазине мороженое продают по 100 рублей. В таком случае наценка на товар составляет 50 рублей.
При этом компании для удобства используют процентные значения наценки. Они рассчитываются по формуле. Для указанного выше примера размер наценки в процентах составит: 50 рублей / 50 рублей * 100% = 100%.
Что влияет на размер наценки
- Если товар отличается повышенным спросом на рынке и имеет преимущества, которые выгодно выделяют его на фоне аналоговой продукции, предлагаемой конкурентами на рынке, наценка может быть высокой.
- Также наценка становится выше, если бренд, который продает продукцию, пользуется популярностью среди потребителей, заслуживает их доверия.
- Если товар выпускается в лимитированной серии, наценка может быть большой. Если же продукция выпускается в больших объемах, наценку на нее завышать нецелесообразно.
- Также в процессе расчета учитывается то, сколько тратит компания на транспортировку товаров, их хранение, упаковку. Причем некоторые категории товаров не могут расти в цене по желанию продавца. К такой продукции относятся медицинские препараты, питательные смеси для маленьких детей.
При грамотной установке размера наценки компания может покрыть все расходы, связанные с транспортировкой и хранением товара, выплатить зарплату сотрудникам без ущерба бюджету.
Как рассчитать маржу
Маржа – это сумма, которую компания получает после установки наценки, реализации продукции и получения прибыли. То есть, это разница между себестоимостью товара и его отпускной ценой.
Маржу нужно высчитывать, ориентируясь на отпускную стоимость товара. Ее значение говорит об эффективности работы компании, уровне популярности продукции среди потребителей.
Маржа – это первый доход, который получает предприятие.
Посчитать маржу можно на примере с мороженым, рассмотренным выше. Для ее расчета нужно от отпускной цены отнять себестоимость товара. То есть если себестоимость мороженого составляет 50 рублей, а наценка, устанавливаемая продавцом, имеет такое же значение, то размер маржи составляет 50 рублей.
При этом финансовые аналитики рассчитывают маржу по другой формуле. Размер маржи делится на конечную стоимость товара и умножается на 100%. В результате получается, что для указанного примера размер маржи составляет 50 рублей / 100 рублей * 100% = 50 рублей.
Из этого следует, что в отпускной цене на мороженое было заложено 50% себестоимости и 50% маржи. Таким образом, с каждого рубля за проданное мороженое компания получает прибыль в размере 50 копеек.
Важно! Маржа не должна составлять 100% от себестоимости товара!
В заключение стоит сказать, что наценка может быть выше 100% от себестоимости продукции, в то время, как маржа при любых обстоятельствах должна быть ниже данного показателя. Отличие и в том, что наценка показывает добавочную сумму на закупочную цену продукта, а маржа демонстрирует, насколько эффективно работает компания.