Как рассчитать рентабельность предприятия

Фото рентабельности Статьи

Для понимания экономической эффективности организации часто смотрят на прибыль. Но в корне неверный подход. Для полного анализа нужно знать рентабельность бизнеса. Данный показатель отражает продуктивность использования материальных и нематериальных активов. Как рассчитать рентабельность предприятия, и какие есть формулы?

Для чего нужно рассчитывать

Фото анализа
Аналитическая работа

Рентабельность (RO) – это показатель, демонстрирующий насколько компания эффективно используют свои ресурсы. Данный коэффициент считается не только по всему предприятию, но и по отдельным активам, которые входят в состав организации. Владельцы компании и потенциальные инвесторы просто обязаны знать данное значение.

Рентабельность рассчитывают, чтобы:

  • узнать прогнозируемый размер прибыли;
  • сравнить экономические показатели с другими бизнесами;
  • рассчитать потенциальный инвестдоход.

На заметку! Рентабельность обычно оценивают перед продажей. Чем выше этот показатель, тем дороже можно продать бизнес новому собственнику.

Как рассчитывается

Фото калькуляции
Калькуляция прибыли и расходов

Чтобы понять, насколько эффективно предприятие используют свои ресурсы, нужно рассчитать несколько условных коэффициентов. Главным из них является показатель рентабельности. С помощью этого индекса сравнивают полученную прибыль с ресурсами, которые пришлось потратить в ходе производственного процесса для изготовления единицы продукции.

Индекс рентабельности – это фундаментальный показатель, за которым всегда следят владельцы бизнеса и потенциальные инвесторы. Он наглядно демонстрирует эффективность компании.

Рентабельность от основной деятельности можно узнать по формуле:

R = П / (Сп + Зп) х 100%

П – прибыль;

Сп – себестоимость продукции;

Зп – затраты на производство товаров или услуг.

Если предприятию удается сократить расходы при том же количестве произведенной продукции, то рентабельность вырастет. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности деятельности и рабочих процессов компании.

Улучшение рентабельности говорит, что:

  • падает себестоимость произведенной продукции;
  • повышается качество изделий;
  • увеличивается чистая прибыль.

Снижение рентабельности сигнализирует о нескольких факторах:

  • неэффективное использование основных и оборотных средств;
  • снижение качества произведенной продукции;
  • повышение себестоимости.

Виды рентабельности

Фото схемы
Прибыльное предприятие

Показатели эффективности предприятия делятся на следующие разновидности:

  1. Рентабельность рабочего персонала (ROL). Полученный результат должен показать отношение затрат сотрудников к прибыли, которую они принесли. В расчет берутся расходы на зарплату, переобучение, социальный пакет и т.д. Оценивать эффективность можно не только всего персонала, но и конкретно одного работника. Правда, здесь могут возникнуть сложности. При оценке эффективности сотрудника лучше использовать KPI.
  2. Рентабельность продукции (ROTR). Это отношение полученной прибыли к расходам на себестоимость произведенной продукции.
  3. Рентабельность продаж (ROS). Это доля денег в компании от проданных изделий, которые заложены в прибыли организации.
  4. Рентабельность вложений (ROI). Данный коэффициент показывает доходность инвестиций в производство. Он отлично демонстрирует, насколько оказались эффективными продажи. Рассчитанный показатель также помогает правильно распределять денежные потоки внутри предприятия.
  5. Рентабельность капитала (ROE). Отражает степень отдачи вложенных в предприятие денег. Учитываются только уставной и акционерный капитал.
  6. Рентабельность себестоимости (ROTC). Это частное чистой прибыли к расходам, которые пошли на производство и реализацию товаров.
  7. Рентабельность активов (ROA). Данный параметр фактически помогает оценить КПД финансовых менеджеров. Коэффициент показывает, какое количество прибыли приходится на денежную единицу, вложенную в деятельность компании.
  8. Рентабельность оборотных активов (RCA). Речь идет об активах, которые используются для продукции: деньги на балансе, материалы, изделия и т.д.
  9. Рентабельность основных производственных фондов (ROFA). Это частное прибыли к стоимости основных активов, которые участвуют в производственном процессе.

Для полного понимания, что происходит на предприятии, важно знать, как рассчитывается каждый из представленных выше коэффициентов.

Как посчитать ROTC

Этот показатель позволяет понять, насколько высока продуктивность производственных цепочек. Для расчета рентабельности себестоимости применяют формулу:

ROTC = (П / Сп) x 100%

П – полученная прибыль от реализации продукции (доходы минус расходы);

Сп – полная себестоимость (все затраты на ведение деятельности).

Коэффициент рассчитывается для всей организации или по отдельным цехам, если речь идет о производстве. Это помогает выявить слабые места в производственных цепочках и повысить КПД всей компании.

Как посчитать ROA

Рассчитывается эффективность активов по формуле:

ROA = (П / (СВАн + СВАк) / 2) х 100%

П – прибыль;

СВАн – стоимость внеоборотных активов на начало периода;

СВАк – стоимость внеоборотных активов на конец периода.

Полученный результат покажет, какую прибыль принесет 1 рубль, вложенный в активы предприятия. Чем выше индекс ROA, тем продуктивнее компания использует активы.

Как посчитать RCA

Фото активов
Оборотные активы

Данный параметр отражает, насколько правильно используются оборотные активы в бизнесе. Рассчитывается индекс по формуле:

RCA = П / Со x 100%

П – прибыль за определенный отрезок времени;

Со – стоимость оборотных активов за этот же период.

К оборотным активам относят ресурсы, потребляемые в течение одного производственного цикла. Это могут быть комплектующие изделия, топливо, сырье и пр.

Как посчитать ROI

Часто индекс ROI одним из первых оценивается инвесторами, желающими рассчитать цену акций компании. Он показывает доходность от вложенных денежных средств в производство.

Формула оценки эффективности инвестиций:

ROI = П / Си х 100%

П – прибыль от реализации;

Си – сумма инвестиций.

Если значение меньше 100%, то все инвестиции ушли в убыток. Такое предприятие считается нерентабельным. При значении выше 100% можно увидеть, что выросла прибыль от вложенных средств.

Как посчитать ROE

Расчет эффективности вложенного в организацию капитала происходит следующим образом:

ROE = П / К x 100%

П – чистая прибыль от реализации;

К – уставной и акционерный капитал вместе с имеющимися резервами.

Коэффициент рентабельности капитала характеризует доходность бизнеса для его владельцев с учетом вычета процентов по кредитным обязательствам. Инвесторам индекс ROE наглядно показывает, насколько эффективно были вложены их деньги.

  1. Если ROE равен 35%, то на вложенные 100 рублей компания сгенерирует 35 рублей чистой прибыли.
  2. Если коэффициент рентабельности капитала меньше, например, 5%, то возникает резонный вопрос, выгодно ли вообще содержать такое предприятие. Депозит в банке, государственные или корпоративные облигации могут принести бо́льшую прибыль.

Как посчитать ROFA

Здесь оценивается эффективность фондов, которые не расходуются, а изнашиваются в процессе производства. К таким активам относят станки, инструменты, транспорт, недвижимость и т.д.

Рентабельность основных производственных активов рассчитывается по формуле:

ROFA = П / Соа х 100%

П – чистая прибыль;

Соа – стоимость основных активов.

Полученный результат показывает, насколько продуктивны материальные ресурсы, которые прямо или косвенно были задействованы в производственном процессе.

Как посчитать ROS

Фото прибыли
Доля от продаж

Индекс ROS отражает долю прибыли от реализации в общем доходе компании. Он рассчитывается по следующей формуле:

ROS = П / В х 100%

П – чистая прибыль;

В – выручка организации.

Коэффициент эффективности продаж в процентах помогает оценить, какую долю прибыли зарабатывает предприятие на каждый вырученный 1 рубль.

Как посчитать ROL

Эффективная кадровая политика – это залог высокой производительности труда. Следить за этим показателем помогает индекс рентабельности рабочего персонала.

ROL = П / Ч х 100%

П – чистая прибыль;

Ч – численность работников.

Как посчитать ROTR

Индекс ROTR отражает эффективность текущих затрат по видам произведенной продукции. Его считают по следующей формуле:

ROTR = Пр / Сп х 100%

Пр – полученная прибыль от реализации товаров или услуг;

Сп – себестоимость реализованной продукции.

Полученный результат в процентном соотношении наглядно показывает отдачу от понесенных расходов. Чем выше индекс ROTR, тем эффективнее предприятие.

Где брать данные

Фото денег
Прибыль от продаж

При расчете коэффициентов рентабельности необходимо знать:

  • размер долга;
  • общий капитал;
  • сумма активов;
  • объем выручки;
  • чистая прибыль.

Эти данные можно найти в финансовой отчетности организации. Этот документ находится на официальном сайте предприятия, как правило, в разделе «Раскрытие информации».

Важно понимать, что указанные значения позволят найти только общие показатели. Для более детального анализа и изучения компании необходима более подробная информация.

Например, чтобы посчитать доходность определенной продукции, потребуется знать себестоимость определенного изделия. Для расчета эффективности продаж по конкретному направлению и вовсе понадобится знать прибыль и выручку по отдельному цеху или виду деятельности.

Следовательно, для расчета полной рентабельности по отдельным секторам и направлениям бизнеса придется брать дополнительную информацию из управленческого отчета и бухгалтерской аналитики.

Что влияет на рентабельность

Фото конкурентов
Конкуренция на рынке

Основная задача любой компании – извлечение прибыли. При этом важен не только факт получения дохода, но и высокие показатели рентабельности. В каждом направлении существуют свои приемлемые уровни эффективности бизнеса. Но есть множество факторов, способных повлиять на это значение.

Внешние факторы:

  • экономическая ситуация в мире и стране, где ведет деятельность организация;
  • показатели инфляции;
  • конкуренция на рынке;
  • налоговая и кредитная политика правительства страны;
  • стоимость закупаемых ресурсов для производства продукции.

Внутренние факторы:

  • производительность труда;
  • технические мощности;
  • ценообразование;
  • внедрение инновационных технологий и модернизация рабочих процессов;
  • размер издержек;
  • объем произведенной продукции.

Как повысить рентабельность

Фото модернизации
Модернизация

Если показатели эффективности предприятия низкие или вообще находятся в отрицательной зоне, то перед владельцами встает вопрос о целесообразности дальнейшего существования компании. К тому же при таких значениях потенциальные инвесторы вряд ли дадут новые деньги на развитие бизнеса.

Существует несколько способов повышения рентабельности:

  1. Повышение производительности. Добиться такого результата можно с помощью модернизации оборудования. Это приведет к наращиванию производства и прибыли. Усовершенствованные технологии также положительно сказываются на производительности рабочего персонала и экономии трудовых ресурсов.
  2. Улучшение качества изготавливаемой продукции. За счет этого вырастут потребительский спрос и продажи изделий.
  3. Сокращение издержек при производстве товаров или услуг. Для этого нужно пересмотреть условия с действующими поставщиками или найти новых партнеров, которые готовы поставлять необходимые ресурсы за меньшие деньги. Главное – сокращение себестоимости не должно негативно сказаться на качестве изготавливаемых изделий. В противном случае это может привести к падению продаж и прибыли.
  4. Создание или улучшение маркетинговой политики. Привлекательная маркетинговая схема помогает увеличить продажи и прибыль, что в итоге положительно сказывается на рентабельности компании. Например, компания Coca-Cola когда-то поставила автомат с напитками, который просил клиента его «обнять». Если любитель газированных лимонадов это делал, то он получал банку напитка совершенно бесплатно.

При создании маркетинговой политики можно использовать различные акции, конкурсы и бонусные программы. Главное – завлечь клиентов и предоставить им выгодные условия. Для продвижения рекламных кампаний обычно используются социальные сети, реклама на телевидении и в интернете или уличные баннеры.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
TacticInvest
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.