Показатель маржинальности помогает понять, насколько эффективно работает бизнес. В сфере продаж важно постоянно отслеживать это значение. В противном случае можно прийти к убытку. Маржа: что это и как её рассчитать для реального бизнеса?
Что такое маржа
Она показывает, сколько заработано средств после реализации продукции. Экономисты сравнивают данное понятие с маржинальным доходом.
Маржа рассчитывается по формуле:
М = В – ПР
В – полученная выручка;
ПР – переменные расходы, которые понес бизнес для получения выручки.
Полученное значение рассчитывают в денежном эквиваленте.
Пример
У индивидуального предпринимателя есть небольшая пиццерия, которая осуществляет доставку еды. Работники (продавцы, доставщики и грузчики) получают фиксированный оклад.
Переменными расходами являются:
- себестоимость продуктов, необходимых для приготовления пиццы;
- картонная упаковка;
- затраты на логистику.
Аренда офиса и заработные платы работников пиццерии не включаются. Они никак не влияют на объемы продажи пиццы. Формула для расчета маржи будет следующей:
Маржа = Цена пиццы – (Себестоимость продуктов + Картонная упаковка + Доставка)
Что такое маржинальность
Это соотношение маржи к заработанной выручке. Полученный результат покажет, насколько эффективно бизнес реализует товар.
Рассчитать маржинальность можно по формуле:
МРЖ = М / В * 100%
М – маржа;
В – выручка.
Пример
Деятельность пиццерии за последние 2 месяца (июль и август) выглядит следующим образом:
Месяц |
Маржа (руб.) | Выручка (руб.) |
Маржинальность (%) |
Июль | 40 000 | 110 000 | 36 |
Август | 50 000 | 150 000 | 33 |
Глядя на выручку и маржу, может показаться, что организация улучшила свои финансовые результаты в августе относительно прошлого месяца. Но посчитав маржинальность, становится ясно, что это не так. Снижение этого показателя говорит о том, что компания стала менее эффективной.
Чем маржинальность отличается от наценки
Оба понятия часто путают, при том что они имеют принципиальнейшие различия.
- Показатель маржинальности демонстрирует, какой доход приносит 1 рубль выручки.
- Наценка – это надбавка, которая помогает понять, какой маржинальный доход генерирует 1 рубль, потраченный на приобретение продукции.
Формула для расчета наценки:
Н = М / ПР * 100%
М – маржа;
ПР – переменные расходы
Наценка имеет любое значение. Она даже может превышать 100%.
Зачем считать
В бизнесе очень важно следить за маржинальностью. Делать это нужно ежемесячно, сравнивая полученные результаты с прошлыми значениями. Такой подход поможет понять, насколько эффективно продает товары компания.
При оценке маржинальности в динамике возможны 3 ситуации:
- Показатели растут. Это значит, что компания работает эффективно и бизнес развивается.
- Показатели стоят на месте. Предпринимательская деятельность протекает в прежнем режиме без особой динамики.
- Показатели снижаются. Здесь нужно бить тревогу. Компания начала терять деньги. Необходимо срочно отлаживать систему продаж, иначе бизнес начнет генерировать убыток.
Перед запуском бизнеса рассчитывать показатель маржинальности тоже требуется. Для этого нужно составить финансовую модель будущей компании и определить плановые значения выручки и переменных расходов. Идеальный расклад, когда компания приходит к безубытку к середине месяца.
Как контролировать
Для расчета и контроля данного показателя руководители обычно используют бухгалтерские программы:
- 1С;
- ФинТабло;
- ПланФакт.
После ввода нужных переменных программа самостоятельно выдаст готовый результат. Нужно лишь оценить его с предыдущими значениями.
Определять маржу и маржинальность так же важно, как рассчитывать рентабельность предприятия. Они помогают владельцам бизнеса понять, насколько эффективно выстроены рабочие процессы. Если показатели ухудшаются, то пора вмешиваться в ситуацию и принимать важные управленческие решения, которые оказывают влияние на продажи.