Маржа: что это и как ее рассчитать

Фото денег Статьи

Показатель маржинальности помогает понять, насколько эффективно работает бизнес. В сфере продаж важно постоянно отслеживать это значение. В противном случае можно прийти к убытку. Маржа: что это и как её рассчитать для реального бизнеса?

Что такое маржа

Фото маржи
Понятие маржи

Она показывает, сколько заработано средств после реализации продукции. Экономисты сравнивают данное понятие с маржинальным доходом.

Маржа рассчитывается по формуле:

М = В – ПР

В – полученная выручка;

ПР – переменные расходы, которые понес бизнес для получения выручки.

Полученное значение рассчитывают в денежном эквиваленте.

Пример

У индивидуального предпринимателя есть небольшая пиццерия, которая осуществляет доставку еды. Работники (продавцы, доставщики и грузчики) получают фиксированный оклад.

Переменными расходами являются:

  • себестоимость продуктов, необходимых для приготовления пиццы;
  • картонная упаковка;
  • затраты на логистику.

Аренда офиса и заработные платы работников пиццерии не включаются. Они никак не влияют на объемы продажи пиццы. Формула для расчета маржи будет следующей:

Маржа = Цена пиццы – (Себестоимость продуктов + Картонная упаковка + Доставка)

Что такое маржинальность

Фото маржинальности
Маржинальность

Это соотношение маржи к заработанной выручке. Полученный результат покажет, насколько эффективно бизнес реализует товар.

Рассчитать маржинальность можно по формуле:

МРЖ = М / В * 100%

М – маржа;

В – выручка.

Пример

Деятельность пиццерии за последние 2 месяца (июль и август) выглядит следующим образом:

Месяц

Маржа (руб.) Выручка (руб.)

Маржинальность (%)

Июль 40 000 110 000 36
Август 50 000 150 000 33

Глядя на выручку и маржу, может показаться, что организация улучшила свои финансовые результаты в августе относительно прошлого месяца. Но посчитав маржинальность, становится ясно, что это не так. Снижение этого показателя говорит о том, что компания стала менее эффективной.

Часто задаваемые вопросы
Может ли маржинальность быть отрицательной?
Да. Например, когда организации пришлось понести серьезные незапланированные расходы.

Чем маржинальность отличается от наценки

Фото маржи и наценки
Маржа и наценка

Оба понятия часто путают, при том что они имеют принципиальнейшие различия.

  • Показатель маржинальности демонстрирует, какой доход приносит 1 рубль выручки.
  • Наценка – это надбавка, которая помогает понять, какой маржинальный доход генерирует 1 рубль, потраченный на приобретение продукции.

Формула для расчета наценки:

Н = М / ПР * 100%

М – маржа;

ПР – переменные расходы

Наценка имеет любое значение. Она даже может превышать 100%.

Часто задаваемые вопросы
Может ли маржинальность превышать 100%?
Нет. Максимально возможный показатель равен 99,99%.

Зачем считать

Фото подсчета
Выстраивание графика

В бизнесе очень важно следить за маржинальностью. Делать это нужно ежемесячно, сравнивая полученные результаты с прошлыми значениями. Такой подход поможет понять, насколько эффективно продает товары компания.

При оценке маржинальности в динамике возможны 3 ситуации:

  1. Показатели растут. Это значит, что компания работает эффективно и бизнес развивается.
  2. Показатели стоят на месте. Предпринимательская деятельность протекает в прежнем режиме без особой динамики.
  3. Показатели снижаются. Здесь нужно бить тревогу. Компания начала терять деньги. Необходимо срочно отлаживать систему продаж, иначе бизнес начнет генерировать убыток.
Часто задаваемые вопросы
Из-за чего может падать маржинальность?
Выросла закупочная стоимость (закупщик забыл об этом сказать), повысились затраты на логистику, слишком высокие зарплаты у сотрудников.

Перед запуском бизнеса рассчитывать показатель маржинальности тоже требуется. Для этого нужно составить финансовую модель будущей компании и определить плановые значения выручки и переменных расходов. Идеальный расклад, когда компания приходит к безубытку к середине месяца.

Как контролировать

Фото финтабло
ФинТабло

Для расчета и контроля данного показателя руководители обычно используют бухгалтерские программы:

  • 1С;
  • ФинТабло;
  • ПланФакт.

После ввода нужных переменных программа самостоятельно выдаст готовый результат. Нужно лишь оценить его с предыдущими значениями.

Вопрос эксперту
Как часто требуется оценивать маржинальность?
tacticinvestru
Ежемесячно. Изменения в динамике покажут, как развивается бизнес. Если показатели постепенно уменьшаются, и этому не предается значения, то вскоре организация начнет работать в убыток.

Определять маржу и маржинальность так же важно, как рассчитывать рентабельность предприятия. Они помогают владельцам бизнеса понять, насколько эффективно выстроены рабочие процессы. Если показатели ухудшаются, то пора вмешиваться в ситуацию и принимать важные управленческие решения, которые оказывают влияние на продажи.

Рассчитываете ли вы маржу и маржинальность своего бизнеса?
Да
0%
Нет
0%
Проголосовало: 0
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
TacticInvest
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Может ли маржинальность быть отрицательной?
Да. Например, когда организации пришлось понести серьезные незапланированные расходы.
Может ли маржинальность превышать 100%?
Нет. Максимально возможный показатель равен 99,99%.
Из-за чего может падать маржинальность?
Выросла закупочная стоимость (закупщик забыл об этом сказать), повысились затраты на логистику, слишком высокие зарплаты у сотрудников.
Как часто требуется оценивать маржинальность?
Ежемесячно. Изменения в динамике покажут, как развивается бизнес. Если показатели постепенно уменьшаются, и этому не предается значения, то вскоре организация начнет работать в убыток.